Понятие, сущность и основные виды налоговых систем. Налоговая система РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, сущность и основные виды налоговых систем. Налоговая система РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговая система государства – это совокупность налогов и сборов, взимаемых в стране; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

§ 1 Понятие и виды налоговых систем

Налоговую систему характеризует совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, таких как:

– принципы налогообложения;

– порядок установления и введения налогов;

– система налогов;

– порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;

– права и обязанности участников налоговых отношений;

– система налоговых органов;

– формы и методы налогового контроля;

– ответственность участников налоговых отношений.

Формирование налоговой системы государства – сложный процесс, при осуществлении которого необходимо учитывать имеющиеся в нем внешние и внутренние противоречия. Как было показано выше, через реализацию регулирующей функции налогов осуществляется воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и снабжение ресурсами. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Не следует путать понятия «налоговая система» и «система налогов». Второе понятие является элементом первого и представляет собой законодательно установленный перечень налогов и сборов, действующий на территории государства.

Система налогов представляет собой результат исторического, национального развития каждого государства. Однако существуют общеэкономические закономерности, обусловливающие построение системы налогов. В мировой практике выделяют четыре базисных модели системы налогов в зависимости от роли различных видов налогов.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов не значительна. Часто платежи населения превышают налоги с предприятий. Так, в США 44% доходов бюджета составляет подоходный налог с населения. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и др.

Евроконтинентальная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов. Например, в Германии поступления от социального страхования составляет 45% доходов бюджета, косвенных налогов – 22%, прямых налогов – 17%. Данную модель применяют также Нидерланды, Франция, Австрия, Бельгия.

Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Низкие доходы населения и организаций делают неэффективными прямые налоги. При этом объемы деятельности, являющиеся объектом косвенного налогообложения, чутко реагируют на инфляционные процессы, что делает эффективным именно косвенное налогообложение. Так, в Чили доля косвенных налогов в доходах бюджета составляет 46%, в Боливии – 42%, в Перу – 49%.

Смешанная модель, сочетающая в себе черты разных моделей, применяется во многих странах. Государство применяет данную систему в целях диверсификации структуры доходов, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов.

Выбор той или иной модели налоговой системы зависит от социально-экономической политики государства в целом и от налоговой политики в частности, и должна обеспечить достижение целей этой политики. Как было показано выше, влияние налогообложения на экономику страны очень существенно, поэтому оно должно учитываться при выработке налоговой политики, при разработке налоговой системы государства.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общие понятия. Сущность, виды и принципы налогообложения

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям — они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула — часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская. Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность — налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.
Читайте также:  Права пережившего супруга при наследовании

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Классификация налогов РФ по различным признакам

Налоги в РФ делятся на несколько видов по разным признакам. Например, по способу взимания их принято классифицировать на два вида: прямые и косвенные налоги.

Под косвенными налогами понимают платежи, которые устанавливаются как надбавка к стоимости товаров и услуг, они взимаются при покупке различных благ (то есть входят в цену),не зависят от доходов,могут быть перенесены на других лиц. Это означает, что продавцы товаров являются посредниками между государством и плательщиком этих налогов или налогоносителями. Покупая бензин на заправке или продукты в магазине, каждый человек уплачивает в федеральный бюджет акциз и является плательщиком косвенного налога.Самыми популярными косвенными налогами являются: НДС, таможенные пошлины, акцизы – налоговые платежи, включаемые в цену товара, которые платят в пользу государственного бюджета производители или продавцы различных видов товаров (газ или топливо, бензин, табачная или алкогольная продукция). Экономисты называют их неявными, часто к ним применяется определение «налог на потребление».

К видам косвенных налогов также относят таможенный сбор, который оплачивает зарубежная фирма при ввозе своих товаров в Россию с целью их дальнейшей продажи.

Для определения какие налоги являются прямыми, нужно понять, кто плательщик и какое основание есть для возникновения обязанности по уплате налогового взноса.

Если налоги взимаются с конкретных видов имущества или доходов (при образовании блага), не могут быть перенесены на других лиц, то это прямые налоги. Налогоплательщик (производитель) и налогоноситель – одно и тоже лицо, сумма налога находится в прямой зависимости от суммы выгоды или прибыли. Предприниматель обязан платить налог с прибыли, человек, выигравший в лотерею автомобиль, должен заплатить по декларации 35% от его стоимости.

Видами прямых налогов являются: налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, земельный или транспортный налог.

От того, кто собирает налог, классификация налогов бюджета делится на несколько видов:

  • Платежи поступают в федеральный бюджет и являются его основой, относятся к федеральным налогам. Они обязательны для применения на всей территории страны. К ним относят: НДС и акцизы, водный и подоходный налоги, налог на прибыль,госпошлину;
  • Платежи, которые поступают в регионы субъектов РФ и наполняют бюджеты республик и краев – региональные налоги. Их устанавливают на отдельных территориях РФ, но правила их взимания и элементы, должны соответствовать налоговому законодательству РФ. Примерами являются: налог на имущество организаций, транспортный налог и на игорный бизнес (взимается на определённых территориях: Алтайский край, Крым Краснодарский край, то есть там, где законодательно разрешена деятельность, связанная с игорным бизнесом);
  • Местные налоги. К ним относят налоги, поступающие в местные бюджеты. Примеры: земельный налог или на имущество физических лиц. В 2018 году было принято решение (как эксперимент) о введении курортного сбора на некоторых территориях РФ (Кубань, Алтайский край, Крым). Он направляется на развитие инфраструктуры мест отдыха, взимается с туристов. В 2020 году местные власти Кубани приняли решение приостановить взимание этого сбора до 2021 года в связи с коронавирусом.

Деление налоговых платежей по уровням относят к общей характеристике налогов.

Еще одним способом классификации налогов является назначение налогов. По этому признаку они делятся на общие и целевые. Рассмотрим разницу между ними:

  • Общие налоги вводятся государственными органами для наполнения всего бюджета страны. Они необходимы для перераспределения полученных доходов по разным направлениям расходов «кассы государства». К общим налогам относится налог на прибыль, НДФЛ, налоги на имущество. То есть в налоговой системе РФ к таким налогам относится большинство, взимаемых на территории страны.
  • Целевые налоги необходимы в случае возникновения у государства потребности в финансировании конкретных затрат. Целевой характер налогов означает, что они поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Наиболее ярким примером целевого назначения налогов являются страховые взносы. Их ставка равна 30%, взимаются для обеспечения деятельности ПФ РФ, а также Фондов обязательного медицинского и социального страхования. Потратить целевые взносы на другие цели невозможно. Они используются для начисления пенсий, оплаты больничных листов и на финансирование медицины. Видом целевых налогов можно назвать налог на добычу полезных ископаемых, а также транспортный (идет на финансирование строительства и ремонта дорог).
Читайте также:  Сколько теряешь при сдаче билета на автобус междугороднего сообщения

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2015. – № 620

2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117–ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017)// Российская газета. – 2017. – № 684.

Учебная и специальная литературы

3.Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 436 — 438.

4.Брянцева, Л. В. Основные проблемы выбора эффективной сиситемы налогооблажения как средство обеспеченности бюджета доходами / Л. В. Брянцева, Т. А. Еловацкая, А. С. Оробинский // Налоги и налогооблажение. 2017. № 4. С. 51-61.

5.Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 57

6.Заяц Т.И., Воротникова А.С., Загайнова Н.Н. Налоговая система РФ: характеристика и проблемы // Материалы международной научно практической конференции. Наука сегодня: проблемы и перспективы развития, г. Вологда, 30 ноября 2016 г.: в 2 частях. Часть 2. – Вологда: ООО «Маркер», 2016. С. 13

7.Зозуля, В. В. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С.83

8.Касьянова, Г.Ю. ГСМ: нормы расхода, бухгалтерский учет и налогообложение / Г.Ю. Касьянова. – М.: АБАК, 2016. – 168 c.

9.Налоги и налогообложение : учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — С.43

10.Чайковская, Л. А. Налоговое регулирование как инструмент стратегического управления развитием инновационного сектора экономики / Л. А. Чайковская, А. Ж. Якушев // Налоги и налогообложение. -2016. № 1. С. 20-27.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Еще по теме 10.2. Основные понятия налоговой системы:

  1. 21.4. Налоговая система понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы
  2. Глава 3. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Их взимания.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин , в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права .

Основой налоговой системы являются налоги и сборы . С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Налоги и их разновидности

Определение 6

Налоги с физических лиц – это налоги, чьими плательщиками являются в соответствии с национальным законодательством физические лица.

Определение 7

Налоги с юридических лиц – это налоги, чьими плательщиками являются компании, организации, корпорации, а также объединённые группы лиц и организаций.

Кроме того, налоги различают по характеру властной компетенции, они бывают государственные и местные. Введение государственных налогов ложится бременем на законодательные органы посредством законодательных актов высшего представительского органа государства. Но, следует помнить, что не все налоги этой категории поступают в государственный бюджет, часть из них может быть зачислена в доход местных органов власти.

В странах с федеративной системой государственного устройства выделяют два элемента государственного устройства – федеральную и субфедеральную. Таким образом, к государственным налогам относятся в том числе и федеральные налоги, а также налоги субъектов федерации.

Существует также деление налогов по характеру определения субъекта и объекта налогообложения, они бывают резидентские и территориальные.

В ситуации, когда всякий налог строится на основе установления субъекта налогообложения, то определение объекта налогообложение выступает как вторичное отношение к субъекту.

Пример 5

Индивидуальный первичный налог предполагает, что налогоплательщиком является физическое лицо. В этой связи осуществляется анализ его дохода для установления того, какие из его доходов подлежат налогообложению и по каким ставкам.

Для начала определяется субъект, а после – налогоплательщик.

Большинство подоходных налогов осуществляется первичное определение субъекта налогообложения-налогового резидента, обязующийся платить налоги со всех доходов, которые были им получены вне зависимости от территории, с которой они получены. В этой связи, определение субъекта налогообложения первично, а объекта – вторично.

Замечание 4

В случае, когда объекты налогообложения определены применительно к кругу субъектов обложения, то такие налоги называются резидентскими. В этой ситуации государство при построении собственной налоговой системы должно ориентироваться на субъект налогообложения.

Также возможно и другой сценарий. Сначала определяются объекты налогообложения: имущество, расположенное на конкретной территории, или природные ресурсы. В этой связи именно определение круга объектов налогообложения относится к первичному характеру. В свою очередь, субъекты налогообложения определяются на основе объектов: налогоплательщиками представлены те, кто владеют имуществом на территории или эксплуатирующие природные ресурсы.

Развитые страны, которые в большей или меньшей степени ориентированы на экспорт капитала, в налоговых системах свойственна ориентация на резидентские налоги. Это даёт возможность им формировать собственный бюджет в большей мере за счёт доходов, которые происходят и с территории других государств. Иное положение дел в ситуации, когда государство с менее высоким уровнем экономического развития, является в большей степени реципиентом капитала, нежели экспортёром, при этом они обладают значительными по объёму природными ресурсами. Такие страны, опираясь на национальные интересы, чаще всего ориентируется на территориальные налоги, что даёт возможность им использовать при формировании доходов собственные бюджеты в том числе доходы, извлечённые иностранными налоговыми резидентами с территории конкретной страны.

Взимание НДС также осуществляется по территориальному принципу – им облагают обороты по реализации товаров на территории установленного государства. Реализация товаров за пределами налоговой юрисдикции не подлежит обложению, что является идентичным обложению по нулевой ставке.

Крайне сложно определить страну, налоговая система которой строилась исключительно по резидентскому или территориальному принципу. Чаще всего, действует совокупность указанных принципов в пределах одной налоговой системы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *